Три «нельзя» экс-губернатору
У журналистов Омска бытует шутка: «когда нужно занять чем-нибудь публику, отвлекая от провалов внутренней политики регионального правительства, из нафталина достают Полежаева с его Ильинским храмом».
История застарелая, я уже десятки раз писала на эту тему. В бытность губернатором Леонид Полежаев не решился нарушить федеральное законодательство об охране памятников истории и культуры и снести монумент В.И. Ленина на Ленинской горке.
Однако, уйдя на пенсию, периодически требует у следующих губернаторов «проявить политическую волю». Как правило, такие «вбросы» появляются в тот момент, когда нужно отвлечь от чего-нибудь внимание публики.
Недавно экс-губернатор опубликовал на своем сайте «Духовное наследие» интервью с самим собой. Формально оно посвящено награждению Леонида Полежаева орденом Сергия Радонежского I степени — этот орден не государственный, его учредила Русская Православная Церковь.
Интервьюер Татьяна Шкирина не преминула спросить о перспективах полежаевского проекта строительства на Ленинской горке копии Ильинского храма, снесенного в 30-х годах из-за общего обветшания. Леонид Константинович опять повторил свои тезисы про то, что «Илья Пророк — покровитель Омска» и «нужно проявить политическую волю». Однако есть в этом интервью несколько интересных моментов, о которых стоит написать.
Во-первых, Полежаев признался, что ушедший митрополит о. Владимир не был сторонником строительства новой церкви на Ленинской горке: «…он не просто скептически, скорее отрицательно относился. Он противником был. Так и говорил, что зачем нам этот собор? Там прихода не будет, доходов не будет. А я не понимал, а причем тут доход? Идея же в том, чтобы сделать на этом месте скорее Центр православной культуры Приртышья».
То есть парадокс: церковный руководитель оценивал ситуацию как хозяйственник, прекрасно понимая, что любой собор нужно на что-то содержать. А государственный руководитель, ничтоже сумняшеся, видимо, собирался тратить на это бюджетные средства, которые формируются за счет всех людей — и верующих, и не верующих, и православных, и мусульман, и кого угодно.
Новый митрополит о. Дионисий, похоже, хочет играть более активную роль в политической жизни области, и кинулся в застарелый конфликт с энтузиазмом неофита, не понимая, что в нашем многонациональном и многоконфессиональном регионе в таких вопросах нужно быть очень осторожным.
Конечно, действующий губернатор Виталий Хоценко с удовольствием (ну, или без удовольствия, я не спрашивала) прогулялся в обществе митрополита во время крестного хода. Но когда встанет вопрос о необходимости бюджетных расходов на нужды Православной Церкви под маркой реализации проектов в сфере «православной духовности», у чиновников может и не хватить «политической воли» на нарушение федеральных законов. Не стоит путать бюджет с «хотелками» любых экс-руководителей вроде Полежаева.
Кстати, у пенсионера Полежаева отношение к деньгам достаточно странное, свойственное скорее какой-нибудь блондинке, чем государственному мужу: «…с деньгами проще. Они как-то, знаете, когда ты принимаешь какое-то решение, откуда-то сами появляются…» (Это — цитата из интервью на сайте «Духовное наследие»). Появляются деньги, видимо, как в том анекдоте, «из тумбочки». Очень похоже на то, как всякие «интернет-гуру» учат, дескать, «деньги можно приманить изменением отношения к ним».
Однако свое мистическое отношение к реальности Леонид Полежаев стандартно переносит на оппонентов, обвиняя противников строительства собора на Ленинской горке в религиозном отношении к памятнику В.И. Ленину. Дескать, омские коммунисты против строительства потому что: «Но там Ленин же, Ленин! Ну как это? Покуситься на «святое»!» И это – второй интересный момент в интервью, показывающий, насколько уже нереалистичным стало мировосприятие бывшего губернатора. Похоже, Леонид Полежаев, уйдя на пенсию, погрузился в какой-то мир символов, не имеющий никакого отношения к сегодняшней жизни. А то, что людям свойственно «зеркалить» свою позицию на оппонента, обвиняя того в том, в чем сам виноват, так это — азы психологии.
Ну, а третий интересный момент, который цитируют все СМИ — это высказанная Полежаевым идея устроить на Ленинской горке некое световое шоу: «Я давно вынашиваю идею сделать голограмму — световую проекцию храма, чтобы омичи увидели, каким величественным и красивым может стать это место. Надеюсь, это удастся реализовать в будущем году». Вот это — уже более реалистичная идея.
Позиция коммунистов по Ленинской горке основывается не на мистике, а на защите интересов всех жителей Омска, вне зависимости от их отношения к вере. И выражена она в простейшей формуле: «надо соблюдать действующие законы и думать об интересах всех горожан, а не отдельных групп населения, пусть и очень громких и крикливых». А это означает три «нельзя»:
— Нельзя нарушать федеральное законодательство в сфере охраны памятников истории и культуры, то есть нельзя вести любое капитальное строительство в охранной зоне памятника культуры — монумента В.И. Ленину.
— Нельзя ради любого строительства надолго перекрывать участок улицы Лермонтова от улицы Ленина до проспекта Маркса, устраивая тем самым транспортный коллапс в центре города.
— Нельзя реализовывать проекты, предполагающие вырубку деревьев на Ленинской горке. В центре и так мало сформировавшихся скверов, власти в благоустроительном раже вырубили все, что можно и нельзя, натыкав взамен «саженцев ценных пород», которые никак не желают приживаться.
В остальном же коммунисты не имеют ничего против любых действий Православной Церкви, укладывающихся в рамки закона. Молебны, крестные ходы, лазерные шоу — что угодно. Все это может быть хорошо, красиво и даже духоподъемно.
Ну, и четвертый интересный момент, не отраженный в интервью Леонида Полежаева: от какого провала в идеологической работе, от какого назревающего скандала стремятся отвлечь публику, «разгоняя» по СМИ выдержки из интервью с Леонидом Полежаевым? О каком факапе областных властей мы вскоре узнаем?
Евгения Лифантьева — писатель, журналист. Руководитель пресс-службы Омского обкома КПРФ, корреспондент его печатного издания — областной газеты «Красный путь».