Степь возвращается всегда

30 августа 2024

«Зелёная», — это первая мысль при встрече. Удивительно, что в конце июля степь настолько полна зелёных красок. Зима была очень снежной, в начале лета прошли обильные дожди. И вода до сих пор не до конца ушла в сухую, пропитанную солью, землю. Конец июля, а степь полна зелени. Необычно. Впрочем, обо всём по порядку.

Между станциями "Омск-Пассажирский" и "Славгород" примерно девять часов пути. Выбор поездов невелик: Москва — Барнаул и Нижневартовск — Барнаул. Все остальные варианты — только с пересадкой в Татарске. Мы выбрали сидячий вагон. Сейчас они очень комфортные, с мягкими сидениями и кондиционерами. Выезжаем около четырёх часов дня, будем на месте в час ночи по местному времени.

Мороженое во время длительной остановке в Татарске — уже традиция. Здесь наш электрический локомотив меняют на дизельный. Дальше поедем без проводов над головой.

Прибываем чётко по времени. Вокзал в Славгороде — тоже историческое здание, начала прошлого века. Во время аграрной реформы Столыпина, частью которой было переселение крестьян за Урал, Славгород стал одним из крупнейших экономических центров свежезаселённых земель. В 1910 году здесь побывал Столыпин, по легенде и давший название городу: «Здесь будет славный город!»

Железную дорогу начали строить в 1914-м, а первые поезда по ней пошли уже осенью 1916-го. С тех пор ветка связывает эти места с большим Транссибом, а в летний сезон привозит тысячи туристов на курорт Яровое.

Мы останавливаемся в Славгороде. Это удобно — до курортного города Яровое всего 10 километров и удобный прямой автобус. В самом Яровом невероятно шумно и людно в любое время суток — издержки курорта. В Славгороде же тихо и спокойно. Утром веду группу на знакомство с городом.

Гостиница «Славгород» — наследие советской эпохи. К сожалению, отзывы о ней ужасны. Я восемь лет вожу группы по всей стране, но ни разу не встречала отеля или гостиницы с рейтингом в единицу. Обидно.

Всю ночь шёл дождь, на дорогах стоят лужи. Я родилась в Славгороде и прожила здесь семнадцать лет, а на протяжении последних лет привожу группы каждое лето. И вот такой сырости просто не помню. Степь в конце июля — выжженная, сухая, жёлто-коричневая.

Первый день — всегда про знакомство со Славгородом через историю его основания. Купеческие особняки начала прошлого века, краеведческий музей и другие городские локации. Тем более погода не располагает к купанию.

Мемориал, посвящённый Великой Отечественной войне. Прекрасный архитектурно, но, увы, пострадавший от времени. Вблизи видны трещины, многие таблички с именами нечитаемы или вовсе утеряны.

Несколько старинных каменных домов в центре Славгорода — те самые купеческие особняки. На целинных землях переселенцы получали завидный урожай, появлялись зажиточные семьи. Население прибывало и нуждалось в разных товарах, вот и торговля пришла вслед за спросом. Наиболее богатые и удачливые торговцы могли позволить себе шикарное удовольствие: каменный особняк в степи. Камень для строительства приходилось доставлять за сотни километров. Впрочем, с деревом было не намного проще.

В 2010 году в честь столетия города была установлен камень в честь его основателя — Петра Аркадьевича Столыпина.

Славгород — небольшой город. Население, по последним данным — примерно 27 тысяч человек. В соседнем курортном Яровом — около 16-ти. Кстати, попасть в Яровое, минуя Славгород, просто невозможно. Железная дорога тоже не идёт к курортному городку, поэтому вся логистика — через Славгород. И остановиться здесь удобно тем, кто не любит лишней суеты и шума. У путешествующих на автомобиле точно не будет проблем с парковкой (в отличие от Ярового).

Под моросящим дождиком гуляем в городском парке культуры. Прекрасный лось — яркий представитель советской парковой скульптуры. Этого лося я помню, сколько себя. Тем печальнее видеть, как он рассыпается. Скульптура очень нуждается в реставрации.

Грязь и лужи — тоже не уникальный пейзаж. Как много их в нашей огромной и, несмотря ни на что, прекрасной стране… Не пытаться спрятать реальность за красивой картинкой, видеть красоту некрасивого — важная часть философии проекта «Тропы». Разве мы можем созидательно менять реальность, если отказываемся её принимать?

На следующий день садимся на автобус и спустя всего минут двадцать выходим в курортном Яровом. Город появился на берегу солёного озера Большое Яровое в годы Великой Отечественной войны. Тогда многие предприятия эвакуировали за Урал, а большое и глубокое озеро (редкие 8 метров глубины для озера с таким высоким уровнем солёности) идеально подходило для нужд производства. Химический комбинат стал градообразующим предприятием на несколько десятков лет. Существует он и до сих пор, но масштабы производства, конечно же, давно не те.

В начале нулевых на берегу озера начала с размахом строиться курортная зона. Выровняли берег, засыпали песком пляжи, построили кафе, рестораны, гостевые дома и огромный аквапарк. Однако наш путь лежит в куда менее популярное место. Три километра пешком к окраине города по степным дорогам.

И вот мы добираемся до места назначения.

Ксение-Покровский монастырь был основан в 1994 году. Так что нынешний год для обители юбилейный — тридцать лет. Территория небольшая, но очень милая и ухоженная.

После монастыря отправляемся в обратный путь через степи. Уже пора познакомиться и с пляжной зоной, но пока можно насладиться прогулкой, небом и тишиной.

Наши мальчики нашли исполинский степной одуванчик. Ну а я просто примазалась к их достижению.

Мой улов — великолепная степная полынь. Седая и невероятно ароматная. Такой не встречала больше нигде. Букет уедет со мной домой, и долгими зимними вечерами на металлическом блюдце будет тлеть скрутка. Будет уходить в потолок тоненькая ниточка сизого дыма, напоминая о лете и степи, что всегда рядом — в тебе.

Следующий день — для Бурлинского озера. Ехать от Славгорода примерно восемнадцать километров. Здесь вода значительно соленее, чем в Яровом. Озеро очень мелкое, даже по пояс погрузиться в воду сложно. Туристы едут сюда посмотреть на солепромысел, ведущий свою историю ещё со времён Екатерины Великой. Запасы соли в озере Бурлинском действительно колоссальные. Интернет наполнен красивыми видео с рельсами, брошенными прямо по водной глади, и с идущими по ним вагонетками. Такова уникальность местного производственного процесса.

До воды нужно идти пешком по мокрой солёной глине. Путь часто бывает очень неблизким. Настолько, что местные предлагают довезти прямо до воды на траспорте, который не сильно жалко, вроде старенького мотоцикла или бессмертного УАЗа. Но в этом году таких услуг нет: вода близко, да и глина слишком мокрая и вязкая. Приходится идти внимательно, чтобы не поскользнуться. Из-за очень снежной зимы и обильных дождей озеро полноводное как никогда. Весной даже затопило трассу, настолько сильно, что пришлось закрывать автомобильное движение полностью.

Бурлинское часто называют «розовым озером» — это такое красивое название для туристов. И даже табличку установили несколько лет назад. Только вот в этом году приятный розовый цвет воды почти не угадывается. Воды много, и концентрация красной водоросли, дающий розовый пигмент, из-за этого меньше.

А вот небо в Кулундинской степи неизменно прекрасное. Живописное, яркое, создающее прекрасный тандем с гладью воды.

Рельсы, конечно же, на месте. Но вот прохода вагонеток мы так и не застали. Говорят, из-за большого количества воды концентрация соли снизилась, и пока добыча стоит на паузе. Поэтому и не видно заросших соляными кристаллами вагончиков. Но всё обязательно восстановится. Природа вернёт себе своё.

И неизменно на Бурлинском озере получаются прекрасные, атмосферные фото.

Таким было наше путешествие. Был в нём, впрочем, и традиционный пляжный отдых, оставшийся за рамками этого репортажа. Кто из нас не видел пляжных развлечений? Самое интересное всегда ждёт где-то чуть сбоку от протоптанных туристических троп.

Ну а на закате нашей поездки степь вернулась. Ветер разметал в клочья непроглядные синие тучи. Небо стало высоким, ярко-голубым, чуть подёрнутым дымкой, с редкими обрывками облаков. На землю опустилось обычное для этого времени года раскалённое душное марево.

Степь возвращается всегда. Через нелепые для этих мест проливные дожди, через разлитые по песчаным почвам лужи, через аномально сырую, пахнущую болотом, весну. Степь возвращается всегда. Несмотря ни на что, она снова и снова возвращает себе себя, снова и снова входит в своё право, в свою суть, в свою природу, в свою правду.

Вернёмся и мы к ней. Обязательно вернёмся.

Дата:
30 августа 2024
Регион:
Алтайский край
Автор:
Юлия Михайлова
Фото:
Юлия Михайлова
загрузка