Зеркало Абели
«Свет мой зеркальце, скажи…» А вы часто вот так любуетесь своим отражением? Если да, то стоит напомнить, что у больных с параноидно-ипохондрическими состояниями наблюдается то же самое: они очень часто или подолгу рассматривают себя (или отдельные части тела — лицо, руки) в зеркале. Симптом «зеркала Абели», по мнению психиатров французской школы, оценивается как вероятный признак начальной шизофрении.
Впрочем, тут есть одна тонкость: как отмечал итальянский психиатр Энрико Морселли, который первым подметил эту особенность поведения, люди не просто любуются собой, а «смотрят, осталось ли их лицо точно таким же, как всегда, не сдвинулся ли их нос, не уменьшился ли лоб и т. д.»
Немецкий невролог и психиатр Эмануэль Мендель подчёркивал, что для людей с подобными склонностями важно видеть себя в зеркале потому, что им кажется «контуры их тела принимают иную форму».
А советский психиатр Пётр Останков считал симптом зеркала характерным для начала раннего слабоумия, когда он имеет большое значение — и диагностическое, и практическое, ибо «связан с ипохондрическими бредовыми идеями об изменении собственного тела, происходящем то от мнимого заражения сифилисом, то от изменения строения лица от непонятных для больных причин».
Самое грустное, что и о Морселли, и о Менделе, и об Останкове в сети достаточно информации, есть даже их портреты. А вот о том самом Поле Абели никаких изображений и всего несколько слов — мол, он был «врачом отделения психиатрических лечебниц департамента Сена, главным врачом 2-го отделения «Женщин» больницы Святой Анны (Париж) с 1946 года до выхода на пенсию».
Что в очередной раз напоминает о главном: те или иные фамилии в тех или иных эпонимах принадлежат людям незаслуженно забытым, о которых почему-то почти ничего не известно.
Почему?
Эпонимы — слова и словосочетания, образованные от имен людей. Обозначают они в основном что-либо конкретное — то, что встречается и используется в нашей жизни. Вот сказали вы ОКНО ОВЕРТОНА, или ЭФФЕКТ СТРЕЙЗАНД, а кто такие ОВЕРТОН и СТРЕЙЗАНД — не знаете! А журналист Вадим Мелешко об этом рассказывает: он изучает эпонимы уже несколько лет.