Конюшни Авгия
Лет двадцать тому назад я присутствовал на одном из этапов конкурса «Учитель года». Одна из конкурсанток, очень эффектная и уверенная в себе дама, заявила, что в благородном деле образования и воспитания главное — понимать, с чего начать. А начать надо, по её словам, с того же, о чём писали ещё древние греки — с избавления от всего, что нам мешает, отвлекает наши силы и внимание.
Кажется, она имела в виду всё лишнее и несущественное — избыточную отчётность, ненужные проверки, перепроверки, уточнения, совещания и прочее.
— Неслучайно первым подвигом Геракла была чистка Авгиевых конюшен! —безапелляционно заявила учительница.
Я, если честно, был ошарашен таким заявлением. Потому что точно помнил: первым подвигом Геракла было уничтожение Немейского льва. А те самые конюшни он чистил много позже, и это абсолютно точно. Но когда я об этом осторожно переспросил учительницу, та, ни на миг не смутившись, сказала, мол, ничего подобного, именно Авгиевы конюшни Геракл почистил в самом начале, а уже всё остальное было после того. И в этом скрыт глубокий смысл и фундаментальный посыл всем нам, потомкам.
Сказано это было настолько убедительно, что вопросов у меня больше не возникло. А я сделал вывод: если ты нагло врёшь или просто сильно заблуждаешься, очень многое зависит от того, насколько уверенно ты себя при этом чувствуешь. И наоборот: даже если ты знаешь, что говоришь истинную правду, но выглядит это сомнительно, никто тебе не поверит.
Так вот, Авгиевы конюшни, если верить достоверным древнегреческим источникам, были пятым подвигом Геракла. Ибо после Немейского льва, Лернейской гидры, Керинейской лани и Эриманфского вепря царь Эврисфей решил таким образом унизить героя, заставив его копаться в нечистотах. К тому же, все знали — за за один день вычистить навоз, скопившийся за 30 лет, просто нереально. Тем более, что кони Авгия были эталоном животного благополучия, много ели и, соответственно, много гадили. А ещё, кстати, помимо лошадей, там было огромное количество быков и коз, которые хоть и жили на конюшне, конями не являлись, но тоже исправно откладывали продукты жизнедеятельности в огромном количестве.
Геракл, как известно, поступил асимметрично. То есть он не стал тратить силы на то, чтобы выгнать лошадей из их загонов, а потом в одиночку вытаскивать оттуда десятки тонн слежавшегося навоза.
Он просто запрудил две протекавшие поблизости реки — Алфей и Пеней, после чего проломил противоположные стены конюшен. Потоки воды хлынули внутрь, сметя и унеся прочь всё, что там лежало.
По другой версии, запруда уже была сделана до него, и она защищала город от наводнений. Гераклу потребовалось просто пробить в ней брешь и направить воду в нужном направлении.
Но Авгий, который, как и Эврисфей, был на все 100 процентов уверен, что у Геракла ничего не получится, и даже посулил ему, в случае удачи, десятую часть своего скота, начал громко возмущаться, мол, это нечестно, мы так не договаривались, я думал, ты пойдёшь туда с вилами, а ты вона как исхитрился, низачот!
Сын Зевса и Алкмены мог бы поступить, как настоящий педагог, то есть постараться терпеливо и ласково убедить Авгия, что всё правильно, была поставлена задача очистить конюшни — вот, я очистил, поверь, это полностью соответствует понятиям логики, просто прими это, как неизбежность, и отдай то, что обещал.
Но Геракл не был педагогом. Или же, пожалуй, был, но не разделял идеалов гуманной педагогики. Потому просто убил Авгия в назидание окружающим, и все дела. После чего даже не стал брать себе наследство вероломного царя, а передал бразды правления сыну Авгия — Филею. Который, кстати, не разделял позицию своего папы и был за это сослан в глушь, в Саратов.
К слову, Эврисфей отказался засчитывать этот подвиг как подвиг. По его словам, Геракл схитрил и обманул его, ибо навоз почистил не он сам, а воды рек, к тому же, работу надо было выполнить абсолютно безвозмездно, а Авгий предлагал вполне материальное вознаграждение (и неважно, что потом он не выполнил обещания, главное — предлагал!).
Но Геракл, на самом деле, получил награду… Дочь Авгия Эпикаста родила ему Фестала. Не думаю, что улучшающее пищеварение лекарство названо в честь этого персонажа. Впрочем — кто его знает…
Поэтому Авгиевы конюшни — формально подвиг, но вроде бы и нет.
А в историю они вошли как символ того, что предстоит убрать и вычистить, хотя работы предстоит невпроворот, ибо там, как говорится, конь не валялся, а много и с наслаждением испражнялся.
Что же касается самого Авгия, то о нём, как о второстепенном персонаже, в мифах содержится довольно мало информации. Пишут, что он был царём Элиды и отцом Эпикасты. Сам же он, в свою очередь, был сыном либо Гелиоса, либо Посейдона. Что не спасло его от праведного гнева сына Зевса.
Эпонимы — слова и словосочетания, образованные от имен людей. Обозначают они в основном что-либо конкретное – то, что встречается и используется в нашей жизни. Вот сказали вы ОКНО ОВЕРТОНА, или ЭФФЕКТ СТРЕЙЗАНД, а кто такие ОВЕРТОН и СТРЕЙЗАНД — не знаете! А журналист Вадим Мелешко об этом рассказывает: он изучает эпонимы уже несколько лет.