«Моя плакатная критика — не во вред»
Представляем читателю вторую часть интервью с московско-петербургским художником Игорем Петрыгиным-Родионовым, мастером политического плаката. В первой части Игорь рассказал о современной технике работы с плакатом, первой предвыборной кампании Ельцина, костюме от Вячеслава Зайцева и о том, что такое быть «белым человеком» в Москве во времена перестройки. Сегодня перекинем мостики в современность.
— У писателя всегда есть две — три самые любимые книги. У режиссера — два — три любимых фильма. Есть ли у Вас свои «плакаты-фавориты» ?
— Скорее, памятные плакаты. Конечно, это первые, которые были изданы и напечатаны миллионными тиражами. Из выставочных — плакат о расстреле Белого дома в 93-м. Еще один любимый плакат, довольно странный, по поэме Вознесенского «Лонжюмо» (партийная школа во Франции, где читал лекции Ленин. – Ред.).
— Благодаря этому плакату, я встретился с Андреем Вознесенским. Это мой любимый поэт с самых юных лет, когда-то я знал его стихи наизусть. Мы повстречались с ним в Доме литераторов, и Вознесенский говорит: «Вот же елки зеленые! Как же быть-то? Меня считают демократом, а тут такая тема — Ленин. Как же вот это все увязать?». Вообще у него были метания, но потом ничего, прекратились, когда за поэму хороший гонорар выплачивали. (Смеется.) А так – общительный человек был, интересный. Много встречались, разговоры вели. В Доме литераторов пили коньяк, в издательстве – чай. Интересно общались. Тогда же и с Робертом Рождественским познакомился.
— Вы считали его официозным поэтом?
— Вы знаете, о нем очень правильно сказал Василий Аксенов: Рождественский не написал — на заказ властей, имеется в виду, — ни одной строчки, в которую бы он не верил сам. И это действительно так. Многие стихи трогают струны души и сегодня. Например, «Песня о красках». А вот совсем не заказная — «Позапрошлая песня», ее Кобзон пел.
Старенькие ходики,
Молодые ноченьки…
Полстраны — угодники,
Полстраны — доносчики.
На полях проталинки,
Дышит воля вольная.
Полстраны — этапники,
Полстраны — конвойные.
Правда, идеологи эту песню услышали и запретили. Среди других людей, с которыми пересекся тогда — и спортсмен Юрий Власов, и офтальмолог Святослав Федоров, и другие. Много историй. Это были времена первого «демократического» съезда народных депутатов СССР, я рисовал к нему серию из 12-ти плакатов для агитаторов. Нужно было кандидатов-коммунистов провести в депутаты, а никто их не хотел видеть и слышать. И часто — напрасно. Те же советники идеологического отдела ЦК и советники Горбачева умнейшие люди были. Кто в возрасте, кто помоложе, но все горели перестроечными делами. Все были уверены, что еще немного и мы повернемся, и будет не жизнь, а рай.
— Вы считаете, они были искренни?
— Абсолютно. Работали и горели на работе. При мне два редактора умерли — сердце не выдержало. Переработка, нервы, стрессы. Такие времена были. Верили, что делаем нечто новое, и умирали за него.
— Нет, я не о редакторах, а именно об окружении Горбачева, о партаппаратчиках высокого уровня. Была пресловутая «пятая колонна»?
— Были разные, были умницы из аппарата ЦК, с которыми я общался, были наверняка предатели, а были дельцы, которые хотели повернуть перестройку к выгоде для себя. Например, Георгий Хаценков, который производил впечатление порядочного человека, но вышел из КПСС в 90-м году и затем издательство «Правда» вместе с иностранным инвестором под себя подмял.
А вот главный редактор нашего издательства «Плакат» Воронцов считался человеком консервативным, жестким. Но был принципиален и умер, можно сказать, за идею. В 93-м, узнав об осаде правительственными войсками Белого дома, он взял на даче ружье и пошел защищать демократию. Но в электричке умер от инфаркта.
— Есть любимые темы и персонажи для плакатов?
— Прежде всего это Ленин. Хотя бы потому, что обидно, когда у нас крен пошел в другую сторону: Сталин, Сталин. Ленина немного отодвинули на задний план и снова превратили в икону. А это очень интересный исторический персонаж – более мягкий, более живой и в то же время более революционный, чем многие соратники. И в памяти людей это отпечаталось. Поэтому о Ленине, заметьте, анекдоты, в основном, добрые. А о Сталине — такие, суровые.
— Многие считают, что Ваши плакаты имеют антиправительственную направленность. Вы не видите позитивных перемен, которые переживает страна?
— Для наблюдения и оценки позитивных перемен у нас есть администрация президента и ее руководитель Сергей Кириенко, который прекрасно понял, как нужно держать народ в повиновении. Не нужно людей кормить, а нужно держать на нижней ступени пирамиды Маслоу, где они будут думать лишь о том, как сегодня еду добыть. И все. Какие там революции, самосовершенствование? Выжить бы и существовать дальше. С этой точки зрения тот же Кириенко добился действительно блестящих достижений.
— Ну а возрождение духовности, нравственности, патриотизма. Вы это не воспеваете?
— Потому что гниет с головы. И не только рыба.
— Но Вы были против режима Ельцина, сейчас опять против власти. Всегда против. Получается, что Вы злопыхательствуете?
— А моя плакатная критика – не во вред. Она не для того, чтобы унизить, оболгать, а наоборот: диагностировать недостатки. В этом работа плакатиста сродни работе врача. Правда, сейчас в России нет профессиональной рекламы, используется только инструмент тотальности агитации, а креатив практически отсутствует. Однообразные лица с похожими слоганами один другого «умнее». Никакой психологии и изюминки.
— Вы долгое время сотрудничали с КПРФ. По-прежнему работаете с ними?
— Есть предложения от КПРФ и от «Новых людей». На последних президентских выборах предлагали нарисовать несколько агитационных плакатов в поддержку Владимира Путина. Я нарисовал. Один из плакатов был такой: «Удар по пятой колонне». И большой кулак с татуировкой: «Путин». Заказчикам идея понравилась. Ушли с эскизом… и больше не появлялись. (Смеется.)
— Вы чувствуете себя одиночкой? Есть ли «красные» деятели культуры, на которых стоило бы обратить внимание?
— Трудно сказать. Марксист Борис Кагарлицкий в тюрьме. Но у меня к нему двойственное отношение, как, думаю, и у Вас. Молодой журналист Константин Семин позиционирует себя как красный, но… Я пересекался с ним, мы вели семинары для левых. Семин настолько самовлюблен и убежден в своей мессианской миссии (как и Дугин — в своей), что толку не будет, уверен. Сергей Шаргунов, редактор «Свободной прессы», человек левых взглядов, сейчас , как мне кажется, пошел на сотрудничество с властью, как и редакторы некоторых других оппозиционных изданий. Про Захара Прилепина с его бегающими глазами бывшего милиционера даже говорить не хочу.
Зато есть молодые коллективы и авторы, которые сознательно борются с авторитарной диктатурой и пытаются донести свои мысли до аудитории. Недавно я был в питерском СХТ (социальный художественный театр). Они делают смелые постановки с социальной критикой и политическим посылом. Не так давно поставили спектакль «Дракон» по пьесе Шварца. Про то, во что превращается несменяемый правитель и насколько деградируют общество, личность во время такого правления. Скажу так: нужно обладать большой гражданской смелостью, чтобы сегодня поставить на сцене «Дракона».
— Вы придерживаетесь социалистических убеждений или Вам ближе более умеренное понятие «социальная справедливость»?
— Более умеренное. Социализм — это замечательно. Но при капитализме большое внимание уделяется личности, репутации. Однако современная российская модель — это не капитализм, а что-то другое, я полагаю.
— Коль скоро Ваши плакаты критикуют деятельность властей, почему бы Вам не покинуть страну и из-за границы не заниматься критикой, если жить здесь не устраивает?
— Мне неоднократно предлагали уехать работать и в Америку, и в Европу, но все время не получалось. Мои плакаты связаны с русским языком, это синтез языка и рисунка. За рубежом бы я этого делать не смог. К тому же я человек Севера, человек Балтии. Я ленинградец, с детства проводил много времени в Эстонии, это одна из моих любимых стран. Мне комфортно на Русской Балтике. А человеческий выбор сделал. Жить в России и заниматься политическим плакатом именно здесь.
— Ваш знаменитый плакат с Марксом в кожанке – это желание сделать марксизм «модным»?
— Скорее современным и понятным новому поколению. Главное — понять то, что идеи свободы и социальной справедливости не умрут и рано или поздно восторжествуют в нашей стране. Пусть это произойдет не сегодня, но обязательно произойдет. Об этом — большинство плакатов.
— Спасибо, Игорь, и до новых встреч!