Не сходя с тропы
Алтайский краевой детский экологический центр и заповедник «Тигирекский» обучают школьников интересно и с уважением рассказывать о родной природе. Проект «Экогид Алтая» завершится в декабре, но 50 мальчишек и девчонок уже сейчас готовы проводить экскурсии по заповедным местам.
Артур Гильд, ученик школы села Костин лог Мамонтовского района, последние полгода успешно совмещал уроки в девятом классе с занятиями по программе «Экогид Алтая».
— После этих лекций можно проводить экскурсии, советовать лучшие места для экологического туризма в Алтайском крае, — уверяет юноша.
Обучение экогидов — это не только лекции, но и практические занятия: экскурсии по особо охраняемым природным территориям. Артура особенно впечатлила поездка в Алтайский район, где ребята познакомились с памятником природы Лог Арбанак, который протянулся на 6 километров в окрестностях села Сараса. Будущие гиды прошли по экологической тропе, где растут редкие растения: кандык сибирский, рододендрон Ледебура, степной пион. Обитает здесь и животное из Красной книги Алтайского края — белка-летяга.
Этот маршрут подойдет для путешественников с различным опытом походов, поэтому Артур советует его всем, кому интересна природа Алтая.
— Тропа идет вдоль гор, вокруг цветут яблоня, вишня, есть и редкие растения. Если забираться куда-нибудь повыше тропы, надо и снаряжение иметь, и физическую подготовку покрепче, — рассказывает Артур. — А идти по тропе, никуда не сворачивая, может любой. Заблудиться трудно: есть указатели и стенды. Поход можно рассчитать на один день, но, если останавливаться возле каждого растения, рассматривать, изучать, это займет больше времени.
Учёба еще продолжается. Денис Соломахин, заместитель директора по развитию туризма национального парка «Салаир», доволен уровнем подготовки юных экскурсоводов:
— Сотрудники заповедника «Тигирекский», национального парка «Салаир», Алтайского краевого детского экологического центра читают лекции, проводят практические занятия. Плюс делаем выезды: на практике, например, в Кислухинском заказнике, показываем, как необходимо работать в естественных условиях, чем экскурсия в природной среде на особо охраняемой территории отличается от музейной или городской. Когда наша заявка, совместная с АГДЭЦ и Тигирекским заповедником, получила одобрение Фонда президентских грантов, появились средства, чтобы покупать оборудование, проводить экспедиции. Нас поддержали на таком высоком уровне — это доказывает, что проект имеет будущее.
Летом лучших учеников-гидов пригласили в экспедицию по национальному парку «Салаир» на западном склоне Салаирского кряжа. Основной тип растительности здесь — черневая тайга. Из-за большого количества осадков учёные называют ее «дождевым тропическим лесом Сибири». Летом — высокая влажность, зимой — мощный снежный покров, под которым почва не промерзает: биологические процессы продолжаются практически круглый год. Благодаря этому, травянистые растения Салаира могут вырастать до четырёх метров, напоминая настоящие джунгли.
В Салаире ребята смогли проверить туристические навыки, показать, чему научились как экскурсоводы. Участников похода отбирали по конкурсу: они должны были представить исследовательские проекты, для продолжения которых необходима эта поездка.
— В ходе достаточно эмоциональных обсуждений мы приняли решение, что набираем 9 детей с педагогами и вместе с ними отправляемся в экспедицию , — рассказывает Денис Соломахин, —Практически у всех юных участников экспедиции есть не только опыт проектной деятельности, но и дополнительная база, помимо школьной, в области геологии, биологии. Думаю, в новом учебном году наши гиды ещё представят свои исследования на разных площадках. Мало того, что мы таким образом готовим кадровую смену для заповедника и национального парка, так ещё и получим небольшие открытия. А, может, и большие. Дети иногда удивляют даже серьёзных ученых.
Поход по национальному парку — это и опыт сплава по горной реке, и навыки биологической экскурсии. Начинающие гиды запомнили, как выглядят редкие растения, которые необходимо сохранять, и ядовитые, которых стоит поберечься.
— С экотропы нельзя сходить, чтобы не потревожить, не сломать растения, — Ульяна Крюкова, воспитанница Барнаульской станции юннатов, рассказывает об основных правилах путешествия по национальному парку. — Бросать мусор тоже нельзя, весь забирали с собой. Костры разжигать нельзя: готовили на газовой плите, которую взяли.
Сплавляться по Чумышу не страшно, уверяет Ульяна, даже если на такое путешествие вы решились в первый раз:
— Чумыш — очень спокойная река. Мы сплавлялись 60 километров, достаточно большое расстояние, так что и грести научились, и много интересного увидели. Встретили краснокнижных животных, видели черного аиста, осоеда — это тоже птица. В начале маршрута было много стрекоз. Например, краснокнижная длинка сибирская очень красивая! Удалось сфотографировать множество растений. С животными получилось хуже, потому что они постоянно двигаются.
Во время остановок на берегу гиды не столько отдыхали, сколько изучали экологические тропы, помогая их обустраивать. Вместе со взрослыми отремонтировали мостки, очистили заросшую травой смотровую площадку смотровую, убрали ветровал. При этом экспедиция получилась по-настоящему научной: её участники успели собрать материал для своих исследований.
— На одном из горных ручьёв обнаружили плотину бобров, — рассказывает Ульяна. — Буквально за год построили, из-за неё даже немного затопило мост, пришлось ремонтировать. А ещё мы поднимались на смотровую площадку и сверху смотрели на наши рафты, на всё вокруг. В одиночку путешествовать по национальном парку не стоит. Во-первых, без гида попросту не так интересно, во-вторых, и небезопасно — мобильной связи в парке нет, сотрудники, сопровождающие экскурсию, берут с собой рации и спутниковые телефоны.
Работа с юными натуралистами — настоящий вызов даже для сотрудников национального парка, признаётся Денис Соломахин:
— Потрясающие по насыщенности 6 дней, прямо завидую ребятам. Ну и сам себе завидую, потому что мы получили уникальную возможность попрактиковаться с очень сложной группой экскурсантов. Дети заинтересованы, задают очень много вопросов, спорят с нами. Иногда в каких-то областях у них багаж знаний такой, что превосходят взрослых экскурсоводов. С одной стороны, это сложно, с другой — интересно.