время прошло/время пришло
Художница Надежда Валецкая рассказывает о себе, семейном опыте и своем восприятии времени через необычные артефакты. Ее персональная выставка «время прошло/время пришло», прошедшая в галерее «ООО «Водопад» — это не банальный показ произведений искусства, а глубокое погружение в мир личных историй, переживаний и воспоминаний.
Каждый предмет выставки — это застывшее мгновение, объект, который сохранился вопреки неумолимому течению времени. Через эти артефакты Надежда рассказывает истории из собственной жизни и осмысляет опыт своей семьи. Она делится воспоминаниями о детстве, о фразе, которую часто повторяла ее мама: «Потом — это никогда». Эта фраза стала для Надежды символом страха не успеть сделать что-то важное, причиной одного из ее самых сильных неврозов.
Надежда Валецкая — участница творческого объединения «Наденька», которое занимается искусством новейших течений. В своих работах они исследуют новые основания социальной жизни в контексте пространства символической реальности. Надежда уже несколько лет живет не в Омске, но, приехав в родной город, решила сделать выставку.
Для нее вещи имеют сакральный смысл, хранят в себе историю исчезнувших впечатлений. Когда Надежда собрала оставшиеся после всех переездов и всяких жизненных трансформаций вещи, посмотрела на них, то поняла: это — выставка. Здесь есть реди-мейды (объекты повседневного пользования), помещённые в художественный контекст, есть текстильные книги, есть, например, сервиз вилок с женскими именами, посвящённых близким в жизни художницы. Красные лаковые туфли, которые никак не изменены, а выставлены как арт-объект.
Отношения с родными и близкими — тема, которой художница отводит особое место. Записка от мамы, сохранившаяся случайно — трогательное напоминание о детстве и эпохе бумажных сообщений. А в остриженную косу художницы вплетена связь с бабушкой, у которой дома хранится точно такая же, своя. Возле каждого объекта размещены небольшие тексты, которые дают погрузиться в личные истории, которые сразу считать невозможно.
Экспозиция утончённая, эстетская, достойная внимания. С середины 1950-х годов художники делают искусство из подручных материалов, это такая уже классическая практика. Есть художники традиционного направления, которые используют исключительно холсты и краски, действующие иначе для них вероотступники, еретики и не художники вовсе. Но новое поколение эти оценочные суждения не смущают, современные художники делают искусство из чего угодно.
Художница показывает двоякую природу этих объектов — переезжая из квартиры в квартиру, они придавливают своей тяжестью, от этих вещей хочется избавиться, но, оставаясь с хозяйкой вопреки всему, они с каждым днём приобретают всё больший смысл. «Я из тех, кому трудно отпускать», — делится Надежда Валецкая.
У всех есть такие вещи, которые лежат, и их нужно доставать — либо использовать, либо выкидывать. У Надежды получилось достать и использовать их в форме выставки, показать людям то, что она чувствовала в детстве, поделиться какими-то своими страхами. У неё получилось дать этим вещам другую функцию.
Обладание «выжившими» артефактами заставляет Надежду чувствовать, что время идёт, однако сегодня это уже не рождает в ней тревогу. «Потом — это никогда» больше не пугает и не отдаётся в голове строгим маминым голосом. Наоборот, даёт энергию, призывает действовать и воплощать свои истинные желания.