В Томске сплошной «Балаганчик»
В Томске начался VI Международный фестиваль театров кукол и театров для детей «Сказочный балаганчик Скомороха». Он проходит в рамках Международного фестиваля народных ремесел «Праздник топора», который стал своего рода брендом Томской области: на него съезжаются мастера из разных городов и стран.
Когда «Праздник топора» только-только начинался, Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» имени Р. Виндермана всегда был одним из его участников, организовывал театральные и игровые программы для детей. А потом театр «Скоморох» решил создать и свой фестиваль.
В этом году он проходит не только в парке «Околица», где всю неделю работают мастера по дереву, кузнецы и гончары. Первые два дня спектакли и мастер-классы проводятся на разных площадках города. Всего за четыре дня зрители увидят 11 спектаклей, которые показывают кукольные театры из Новосибирска, Тюмени, Санкт-Петербурга и других российских городов, а также из Ирана и Китая.
В основном представления рассчитаны на детскую аудиторию. Но сам «Скоморох» выбрал для открытия фестиваля спектакль для категории 16+. И неслучайно. «Лес» по Островскому в интерпретации томичей — иронично-серьезный разговор об актерском призвании, вариативность возможностей кукольного театра и цельное театральное произведение, в котором ярко проявили себя все его создатели.
«Лес» срубил наповал!
Если кто не посетил еще «Лес», может и не читать пьесу, потому что никак не обойтись без спойлеров — не пересказа хорошо известного произведения, а творческих фантазий, воплощенных в спектакле. Они в режиссерском и художественном решении, в разнообразии кукол, которые то выезжают на сцену на колесиках, то затягиваются петлей на шее. Кукла и актер в театре «Скоморох», который когда-то создал Роман Михайлович Виндерман, по-прежнему в полном взаимодействии. Они вместе безотрывно смеются, плачут, кричат, живут и разговаривают со зрителями о главном.
«В Керчи труппы нет», — вздыхает Несчастливцев (артист Юрий Орлов). В Томске есть такой коллектив, есть! И жива культура. Хоть ее пытаются отменить со всех сторон, она продолжает нести свое великое предназначение. Режиссер Игорь Казаков, художник-постановщик Екатерина Шиманович и музыкальный оформитель Денис Кудрявцев нашего сибирского спектакля живут в Беларуси. А лес по пьесе рубится где-то в тех местах, куда нынче не рекомендуется ехать на отдых. Но остаются вечные ценности, и очень хорошо, что создатели не делают акцент на социальной составляющей пьесы Александра Островского, хотя она по-прежнему современна.
Авторы отдали доминанту проблемам человеческих отношений. В обычной нашей жизни есть место комедии, фарсу, драме и трагедии, и неслучайно в спектакле представлены все жанры. Зритель покатывается со смеху над сценой свидания Раисы Павловны и Буланова, в котором он —пловец в блестящем костюме и купальной шапочке, а она — толстая русалка с таким же блестящим хвостом. И бьет им, и бьет…
А сцена рубки леса — одна из самых пронзительных в действии. Люди, пусть с дикими нравами, но живые, и актеры передают всю боль от удара по проданным деревьям. Само время стучит топорами, эта сцена — настоящая экология души. С ней художник-постановщик работает цветом, выбрав два основных: зеленый и фуксию. Визуально это очень красиво и наполнено смыслом, например, до дна опошляется нарядный любовник Буланов.
Происходящее на сцене действо подчеркивают живописные произведения на заднем экране. Кустдиевская купчиха пьет чай, и на сцене самовары на глазах у зрителя становятся телами, когда к ним приставляются огромные неприятные головы богатых помещиков-соседей. Длинными руками актер Сергей Макаров, сам очень высокий от природы, подчеркивает всю убогую суть созданного образа Пети Восмибратова. Он ни на что не способен и является продолжением своего папеньки с такими же огромными загребущими руками и полочками, которые заполняются участками проданного ему леса.
Музыкальное содержание работает на своем поле. Даже обычная перестановка декораций проходит в знаковом вальсе Евгения Доги «Мой ласковый и нежный зверь». «Лес» восхищает каждой минутой, которую авторы заполнили своим вдохновением. Без сомнения, хочется отдать должное актерскому уровню нынешнего поколения «Скомороха». В паре Счастливцев-Несчастливцев рядом со зрелым мастером абсолютно на равных работает Иван Мельников. Восхитительно противненький получился Алексей Буланов в исполнении Антона Хонга.
Браво, Юрий Орлов за финальный монолог, обращенный в зал, до сердец и умов долетело каждое слово! Браво заслуженной артистке России Татьяне Ермолаевой за жадную, но по-человечески понятную в тоске по ушедшей молодости Гурмыжскую! И с каким весельем срывает она сиреневый парик, возвращаясь на поклоне из образа к самой себе!
Юрий Орлов и Татьяна Ермолаева, наверное, единственные актеры из того ансамбля, который создал незабвенный Роман Виндерман. «Лес» с его многозначностью — в том числе история самого «Скомороха». Театр за время существования прошел несколько непростых этапов. А эта постановка сейчас в Томске — одна из самых знаковых.