Как Дима Вирже вращает турникет современного искусства

01 сентября 2024

или Графоморфоз

В эпоху ускоренных ритмов всё сложнее замедлиться и воспринять происходящее вокруг. Даже на выставке нас тревожит нехватка времени. Всмотреться в искусство куда сложнее, чем свайпнуть экран влево, в очередной раз открыв камеру. Всем хочется запечатлеть мимолётное. «Потом-посмотризм» давно стал распространённым явлением посетителей Эрмитажа.

Безусловно, нет ничего более неестественного, чем смотреть на скульптуру по фото, которое нивелирует объем и масштаб, но в век цифровых технологий — почему бы и нет.

В начале ХХ века мир оказался завален скульптурами из гипса, спустя 100 лет он завален фотографиями скульптур. В эпоху политических перемен «немые солдаты памяти» принимают на себя первый удар идеологических оппонентов. Скульптуры сносят, восстанавливают, меняют им освещение, а фото остаётся неизменным. Поэтому добавляй в сохры, пока не потерял. Если не успел, то на выходе всегда можно купить мерч или зайти на сайт галереи (виртуальные экскурсии, фильмы и фотоальбомы в помощь).

Дима Вирже — современный художник, который обращается к скульптуре для того, чтобы произвести деконструкцию эстетического. Он использует графоморфоз — «перевод изображения в плоское непосредственно на самом объекте», снижая пафос монументального искусства и иронизируя над его содержанием. В работах с выставки в «ООО Водопад» объемные элементы резко переходят в плоскость, образуя холст-поверхность для детских шалостей.

Монументофобия побеждена — фигуры прошлого становятся в один ряд с садовыми гномами, а цветная краска оживляет бледную классику, серьёзность сменяется баловством. Однако негативная диалектика отрицания входит в рекурсию потребления, переводя любые качества в свою противоположность.

Стикерпак — одна из конечных остановок любого искусства. Он преодолевает уникальность и противопоставленность арт-объекта повседневной реальности, склеивая их воедино. Повторяемость и воспроизводство безразлично к контекстам и поверхностям. Копия становится важнее оригинала.

Победа плоскости над объёмом вопрошает о новых глубинах, любая поверхность становится бездной смыслов, а человек – потребителем не только материального.

Дата:
01 сентября 2024
Регион:
Омск
Автор:
Кирилл Добронравов
Фото:
Артур Ханов
загрузка