Я и звёзды

09 августа 2024

В Историческом парке «Россия моя история» прошла персональная выставка сибирского художника Вадима Веселова  «Я и звёзды». Веселов предъявляет зрителю себя в разных художественных стилях — редкий случай для персональных выставок. Обычно авторов ломают нормами соответствия умеренности, благопристойности и требованиям искусствоведов не меняться ни при каких обстоятельствах.

Вадим Веселов – живописец, график. Родился в 1965 году в городе Асбесте Свердловской области. С детства увлекался рисованием, много времени проводил у бабушки в поселке Голышманово Тюменской области, который считает своей «малой родиной». После переезда в город Волжский близ Волгограда и службы в армии, с 1987 года серьезно занялся живописью в Народной изостудии. Детство, проведенное в Голышманово, стало ключом к душе художника. Именно там зародились образы, которые позже воплотились в его работах.

В творчестве Вадима Веселова переплетаются разные художественные направления, что сразу бросается в глаза. В его работах можно увидеть аллюзии на народное искусство, лубочные картинки, французских живописцев–«пуантилистов» и современных мастеров ХХ века. Его работы можно разделить на три разных стиля, которые не противоречат друг другу, а логично продолжают себя в его реализациях.

Вадим Веселов своим воображением лишает жанровые сцены из деревенской жизни привычной обыденности — законы логики и гравитации отступают перед желанием художника подняться над суетой. Жизнь человека, его привычное бытие на земле, каждодневные радости и заботы приобретают у Вадима Веселова иное, немного наивное и доброе звучание. Удивляет, что Веселов предъявляет зрителю себя в разных художественных стилях — редкий случай для персональных выставок. Обычно авторов ломают нормами соответствия умеренности, благопристойности и требованиям искусствоведов не меняться ни при каких обстоятельствах.

Как-то в беседе с одним экспертом из музея говорили о том, каким должен быть стиль в творчестве художника, и почему ему нельзя его менять в течение всего своего пути. Он перечислил три критерия, которые можно выделить при отборе авторов в музей на постоянное хранение: уникальность и узнаваемость художественного языка, экстатическое внутреннее горение в творчестве и желательно большое количество работ.

Искусствоведческая музеефикация — процесс сложный и многогранный. Часто он опирается на жесткие требования к авторам, которые, словно узкие рамки, могут сковать творческую свободу художника. С этим нет смысла спорить, эти критерии несомненно важны. Но они не могут быть единственными.

Уникальность стиля — да, это важный показатель, но он не должен становиться целью самой по себе. Художник может развиваться, менять свой стиль, подходы, искать новые пути выражения. Ограничивать его только уникальностью — значит, обрекать на повторение самого себя. Экстатическое внутреннее горение — то, что делает искусство живым и эмоциональным. Но оно не должно быть постоянным и непрерывным. В искусстве есть место и для спокойствия, и для раздумий. Иначе неизбежны опустошающие выгорания. Количество работ — важный фактор, но и он не определяющий. Не каждый художник способен создать огромное количество шедевров. Например, у Леонардо да Винчи сохранилось около 20 картин, помимо фресок и рисунков, у других художников эпохи Возрождения количественные показатели приблизительно такие же. Важнее не количество, а качество, глубина мысли, озаренческая сопряженность и оригинальность идеи.

При этом история искусства полна примеров художников, которые, словно алхимики, искали свой философский камень, способный превратить все во все. Они не боялись экспериментировать, смешивать стили, ломать каноны, разрушать устоявшиеся формы. Именно этот неутомимый поиск, неугасимая жажда открытий, сделали их великими.

Пабло Пикассо, изобретатель кубизма, с увлечением перебирал разные стили, от импрессионизма до африканского примитивизма, создавая свою уникальную реальность на холсте. Казимир Малевич, основатель супрематизма, отказался от предметного мира, сфокусировавшись на чистых геометрических формах, открывая новый язык абстрактного искусства. Сальвадор Дали, пожалуй, самый яркий пример художника-алхимика. Его Театр-музей в Фигейросе — это воплощение его безграничного воображения, хаотичное и завораживающее сочетание реальности и фантазии, места, где все возможно.

Вадим Веселов близок к кругу ищущих художников. Он не только создает свои картины, но и формирует мир вокруг себя, экспериментирует, предлагая зрителям по-новому увидеть обычное. И главное — он, похоже, не скучает сам, и не дает соскучиться своим зрителям.

Дата:
09 августа 2024
Автор:
Дима Вирже
Фото:
Артур Ханов
загрузка