Фунфырики

13 августа 2024

В галерее «ООО Водопад» состоялась выставка «Фунфырики», представляющая из себя тотальную инсталляцию разнокалиберных стеклянных емкостей: бутылочек, шкаликов, флакончиков, пузырьков, чекушек и мерзавчиков. Автор экспозиции, художник Федор Голиков собрал эти артефакты, предположительно, в процессе самостоятельного опустошения или длительного коллекционирования, избирательного сбора их в сугробах и подворотнях нашего мегаполиса.

Выставка привлекла зрителей, которые в антураже всего этого условного «боярышника» напоминали вездесущих алкашей. Естественно, атмосфера такой выставки располагала к разговорам и обсуждению самых неожиданных вопросов, но почему-то преобладали темы пениафобии, рухнувшего рынка криптовалют и общего безденежья.

Вполне вероятно, что среди зрителей были в основном реально зависимые от «фунфыриков» люди, а, может быть, так только казалось. Но точно совершенно — за каждым стеклянным объектом баражировала тень Дэна Дыркина, легендарного и «Великого Фунфурье России и Зарубежья», активного блогера и специалиста по фунфырикам, сомелье «тройного игристого одеколона» и «огуречного лосьона».

К сожалению, он ушел из этого мира в 2019 году, возможно, из-за злоупотребления алкоголем. Тем не менее гений аптечных настоек и лосьонов сумел обеспечить своим артистизмом и знаниями максимальное погружение в метафизические размышления о пустоте, о мимолетности бытия и о том, как избавиться от химического привкуса при употреблении «омывайки».

Развивая эту тему и перехватив эстафету от ушедшего Дыркина, художник Голиков концентрируется на художественной магии и эстетической составляющей стекла. Он фокусируется на обесцененном, мусорном как на артефакте, несущем в себе информацию времени, истории, пережитых эмоций.

Фунфырики, напоминающие о былой роскоши, словно отголоски затухающей вечеринки, символизируют обманчивую сущность временного удовольствия. На фоне кризиса, тревожности и паранойи «фунфырики» обретают новое значение — они становятся метафорой разочарований, краха и потери иллюзий, а может быть, и наоборот, знаком бесконечного праздника в процветающей и счастливой Утопии.

Выставка с ее синелицей иронией превращается в символ наполнения и опустошения, где зритель – это активный участник процесса рефлексии. Обсуждения в кругу «алкашей» с их характерными темами не случайны. Они дополняют образ содержания и отсутствия такового, как неотъемлемой части человеческого бытия.

Художник переосмысливает повседневные предметы, пробует придать им новые смыслы. Он не боится выйти на суд зрителя с явно провокационным материалом, может быть, создавая своеобразный намёк или дискурс о проблемах современного общества. В этом смысле, «Фунфырики» могут быть рассматриваемы как мета-пост-ироническое сообщение о жизни, смерти, и о том, что остается после нас.

Дата:
13 августа 2024
Автор:
Дима Вирже
Фото:
Эльдар Жмуров
загрузка