Крестинская нить
В деревне Крестики Оконешниковского района каждый ребёнок умеет класть ковры. Нет, не раскладывать, чтобы почистить, а именно класть: это единственное село в Омской области, где сохранилась традиция создания ворсовых ковров.
Традиция мастерить единственные в своем роде изделия ручной работы — чистошерстяные, на льняной основе — пришла из глубины веков, как минимум из 1787 года, когда образовалось большое село Крестики. Краски для шерсти применялись исключительно натуральные, сделанные из коры дуба, черники, шафрана. Ворс длиннее, чем у других тканых российских — до 30 миллиметров.
Больше всего поражает орнамент. Традиционно сибирский, его еще называют чалдонский — это яркие цветы на темном фоне. Таким украсил картину «Взятие снежного городка» русский живописец Василий Суриков, который сам родом из Сибири.
Исконный крестинский орнамент же — уникален: узоры называются «круг», «березка», «поднос», «звезды», хотя на коврах изображены в основном… разнообразные ромбы.
– Чем геометричнее орнамент, тем он архаичнее, — объясняет Ольга Лобзова, искусствовед сибирского культурного центра «Терем». — В Центральной России геометрические узоры перестали использовать уже в 18-м веке, а в Крестиках такие ковры клали чуть ли не до конца 20-го, чтобы возродиться в 21-м. Традиция транслировалась из века в век, практически не изменяясь. Ковроткачеством занимались в каждом доме села. И если на Востоке ковры носили больше функцию украшения, демонстрации богатства, то для сибиряков служили и в быту: ими накрывали сундуки, стелили в сани в праздничные дни — на Масленицу, свадьбу. На пол не клали из уважения к труду мастериц. И хотя крестинцы ездили на ярмарки, свидетельств о том, что ковры они продавали, немного. Чаще это все-таки наследство, приданое, показывающее и мастерство невесты, и достаток ее семьи.
Как рассказывает Татьяна Трифонова, автор проекта «Каждому мила своя сторона», ныне начальник управления культуры Оконешниковского района, сначала инициатива по восстановлению народных традиций была добровольческой:
— Мы еще с 2005 года начали ездить в этнографические экспедиции. Крестики нас очень заинтересовали. Вроде обычное сибирское село, но в то же время закрытое, бережно хранящее традиции. Самобытность во всем. Приехали к тете Поле Рощиной, она носитель традиции ковроткачества. Ей тогда много за 80 было, но живая, энергичная. Показала ковры, станок, потом сняла с пояса ключи, открыла сундук: «Вот в этом платье с маками мама замуж выходила, а вот она мне чулки на свадьбу вязала, а вот платки барановские». Всему богатству больше века, но состояние идеальное. Только когда у нее дважды побывала, она пообещала, что «другим разом» меня чаем напоит.
Уникальность Крестиков, говорят специалисты, еще и в том, что его жители бережно хранили в «яшшыках» свои и «мамины» платья, «парочки», юбки с «фанбарами», передавали из поколения в поколение сотканные бабушками и мамами тканые ворсовые коврики. «Яшшыки», то есть сундуки, покрытые ворсовыми коврами, и сегодня украшают крестинские дома.
Плотно изучать ворсовое ковроткачество энтузиасты начали в 2019 году. Тетя Поля, увы, к тому времени умерла, но ее традицию продолжила Ольга Серикова. Ткать ковры ее учила с шести лет мама, а маму когда-то учила бабушка. Вместе с Татьяной Трифоновой, Лилией Марченко, директором Дома культуры, искусствоведом Ольгой Лобзовой они создали проект «Каждому мила своя старина», обучившись в омской региональной общественной организации «Центр инноваций социальной сферы». Выиграли грант, смогли выкупить у сельчан три старых станка, купить два новых.
Теперь крестинский Дом культуры стал центром притяжения жителей села — и настоящих, и бывших, которые с удовольствием приезжают сюда, чтобы сесть за станок и вспомнить детство. Обучает их Ольга Серикова, да и Лилия Марченко уже овладела искусством ковроткачества в совершенстве. Здесь же и своеобразный музей: по стенам развешаны и старые ковры, сохранившиеся у жителей села, и новые, сотканные по их примеру.
— Наша задача – возродить традицию, — объясняет Лилия Марченко. Сумели восстановить технологию. Освоили полный процесс обработки овечьей шерсти: покупаем или берем в дар стриженую, иногда и счесываем сами, прядем, красим. Вот с красками оказалась проблема: современные не подходят — либо слишком тусклые, либо выгорают. Хотим, чтобы крестиковские ковры были полностью натуральными, согласно традиции. Поэтому учимся красить пряжу бабушкиными методами — с помощью растений. Но главное, чтобы традиция не прерывалась, нужно обучить детей. Никого не хотим заставлять, обязывать, не пытаемся им навязать профессию. Но надеемся, что они понесут традицию дальше, может быть, шерстяные нити станут корнями памяти, приведут к изучению рода. Тем более что ткать ковры очень полезно для развития мозга: тут и глазомер вырабатывается, и память, и мелкая моторика развивается. Может, потому и сохранилась традиция столь долго, что испокон века крестинцы обладали хорошей памятью? Мне кажется, именно так — через любовь и память — и воспитывается патриотизм.
Крестики постепенно становятся туристическим местом. Теперь здесь ежегодно проводится фестиваль народного творчества «Летопроводец», на который приезжают гости со всего региона. Ворсовое ковроткачество, женская одежда, фольклор Крестиков вошли в каталог объектов нематериального культурного наследия Омской области.
Крестинцы стали открываться, понимая, что возрождение ковроткачества приносит реальную пользу. Достают из сундуков ковры: участники проекта собрали уже более сотни. Вспомнили, что на чердаке дома лежат станки, на которых ткали бабушки. Станков в Доме культуры не хватает, ведь детей, которые хотят научиться «класть» ковры, приходит все больше и больше.