Железный герцог и такая же леди

30 августа 2024

В Санкт-Петербурге, в издательстве «Северо-Запад», вышла книга известной омской журналистки Евгении Лифантьевой «Железный герцог». Она посвящена вовсе не политическим вопросам современности, как можно подумать, зная Евгению, пресс-секретаря Омского обкома КПРФ. Впрочем, она расскажет обо всем сама.

— Жанр книги — фэнтези, причем в олдскульном, так называемом «героическом» варианте. Если говорить о каких-то известных читателям аналогиях, то ближе всего к «Игре престолов» Мартина. Хотя действие более камерное, не такое эпохальное. Главный герой — экс-маршал королевства Келенор герцог Мор, прозванный Железным герцогом, которого судьба заставила после многих лет жизни на покое возглавить армию ополченцев, поднявшихся на защиту приграничных областей королевства.

— Дурацкий вопрос: что хотел сказать автор?

— Не такой уж дурацкий. Книга — мысленный эксперимент: что было бы, если бы выражение «живая земля» было не поэтической метафорой, а реальностью? Что было бы, если бы земля была личностью? Если бы Родина — это было бы не абстрактное понятие, а личность со своей волей, своим мнением? Какими были бы тогда люди?

— Есть ли прототипы у героев?

— Прототипов нет. Есть отдельные черты, взятые у разных знакомых.

— А параллели с современностью?

— Оказалось, что есть. «Железный герцог» писался в 2012-2013 годах. А через год начались события в Донецке, украинская АТО, и оказалось, что знакомые писатели-фантасты из этого восставшего города ведут себя так же, как мои герои. Скажем, уже известному на тот момент писателю Федору Березину пришлось вспомнить, что он имеет военное образование, и стать заместителем министра обороны республики и военным комендантом города. Хотя в 2013-м он ни о чем таком не думал.

— «Железный герцог» — не первая ваша книга?

— Да. До нее написано много рассказов, несколько повестей. Выходила в финалы сетевые конкурсы. В ЭКСМО предложили поучаствовать в межавторской серии «Ролевик». Моя книга «Орк-лекарь» была опубликована в 2011 году, но в тот момент как раз началось обрушение рынка бумажных изданий. Интернет начал теснить «бумагу». Соответственно, стали падать гонорары, издательства снижали планку качества. «Пробиться» на тот момент можно было только в каких-то предельно попсовых направлениях вроде дамского романа. Участвовать во всем этом не хотелось, решила, что писательство останется хобби, а не способом заработка.

— Что для вас писательство? Зачем?

— Писательство — это способ изучать мир. Любопытно, «что будет, если…» Берешь какую-то ситуацию и прикидываешь, что может получиться в развитии. Интересно же? Ну, а зафиксировать в виде текста получившееся – это уже дело десятое.

— Вы пишете в жанре фантастики? Многие считаю это третьесортной литературой. Вы не согласны?

— Фантастика и фэнтези — это всего лишь методы. Как в изобразительном искусстве — есть станковая живопись, есть акварельный рисунок, есть какой-нибудь батик. Никто не скажет, что акварель «третьесортна» по отношению к масляным краскам. Так и в литературе — писатель использует тот метод, который наиболее удобен для его внутренней задачи.

— Что вас не устраивает в реальности, почему вы уходите в фантастику?

— Никуда я не ухожу. У меня есть и реалистические произведения. Юмористическая повесть «Синий дракон», недавно в сборнике «Донбасс. Русский герой» издательства «Молодая гвардия» опубликован рассказ «Подранки», основанный на реальных событиях. Метод зависит от задачи.

— На этот раз ваша книга вышла в издательстве «Северо-Запад». Это так называемое домашнее издательство?

— Нет. «Северо-Запад» — это старейшее негосударственное издательство Санкт-Петербурга, существует с 1991 года. В «Северо-Западе», например, было осуществлено одно из первых в России изданий «Властелина колец» Толкиена, издали все лучшее, что мог в 90-е годы предложить Запад: Желязны, Саймак, Муркок, Хайнлайн, Ле Гуин… Из русскоязычных авторов «Северо-Запад», например, «открыл» Ника Перумова. Сейчас оно занимается изданием коллекционных книг малыми тиражами. Изредка выпускает массовыми тиражами русских авторов. Реализует продукцию через маркетплейсы. Заказать книги издательства можно на их сайте или в группе «Вконтакте». Мне повезло, главный редактор и «Северо-Запада» Александр Лидин решил, что мой роман может иметь коммерческую ценность, и взял его в массовую серию.

— Какие жанры сейчас самые популярные? Почему людям нужны иные миры?

— В «иных мирах» люди отдыхают. Поэтому в эскапистской масс-литературе самым популярным был, есть и будет дамский роман в том или ином антураже. Эльфы, вампиры, «властные боссы» и что угодно — это все лишь вариации на тему. Мужчина, когда хочет отдохнуть от обыденности, идет с друзьями на рыбалку, женщина берет в руки книжку. Мужчины тоже иногда читают, хотя и меньше. У мужчин всегда был и будет популярен боевик в тех или иных вариациях. Всегда найдутся любители ощутить себя вместе с главным героем «крутым парнем». В последнее время, правда, появилась интересная тенденция: растет популярность книг о повседневности. Просто о жизни в мелкой суете, жизни без особых амбиций, без особых страстей. Какие-то дорамы об отношениях между коллегами на работе – ну, что-то вроде сериалов, «бытовая фэнтези», «попаданцы в СССР».

— Признак хорошей книги для вас?

— Для меня лично — наличие в ней того самого «мысленного эксперимента».

— Вы журналист, и так достаточно пишете. Не устаете от писанины?

— Устаю. Кстати, значительная часть моих книг написана тогда, когда я работала не журналистом, а верстальщиком. В последние годы сочинила для собственного удовольствия несколько совершенно необязательных детективов — цикл «Частная практика в иномирье». Может быть, если бы было ощущение запроса, писала бы больше. Рассказ «Подранки» появился потому, что мне сказали: «Надо». В прошлом году ездила на фестиваль «Звезды над Донбассом». Его организатор Александр Кофман в приказном порядке заявил: «Побывали на море за счет Фонда президентских грантов? Теперь каждый должен нам рассказ в сборник». Ну — ок. Надо так надо. Добросовестно выполнила соцзаказ. Причем тема крутилась в голове и до этого, было несколько реальных историй, плюс небольшой мысленный эксперимент, попытка представить, что в голове у сегодняшних украинцев. Но сесть и написать никак не могла. Дескать, а зачем? А тут написалось буквально за пару дней. Сейчас потихоньку собираю истории и мысли по поводу наших волонтеров, скорее всего, как понимаю, тоже будет запрос. Тогда сяду и напишу.

— Почему сейчас так мало хороших книг при большом, как мне кажется, количестве писателей?

— Хороших книг не меньше, чем раньше. По крайней мере, в сети. Просто найти их труднее — нет системы отбора.

— Почему мало слышно об омских писателях? Они есть?

— Есть, только прячутся. А если серьезно, то мы, точнее, широкая публика, не знает о писателях, живущих с ними в одном городе, по нескольким причинам. Главная — скептическое отношение к писательству в обществе вообще. С момента краха советской издательской системы до момента появления сайтов прямых продаж, а это лет двадцать как минимум, писательство было очень неприбыльным делом. Писатели, кроме отдельных ведущих авторов крупных издательств, перестали зарабатывать литературой. То есть как пример жизни-успеха любой хоккеист первой лиги был интереснее, чем самый талантливый писатель. Зачем интересоваться сферой, в которой нет денег? Сейчас заработок многих сетевых авторов масс-литературы уже сравнивается с заработком хоккеистов КХЛ, так что молодежь начинает посматривать в эту сторону. Это радует.

Вторая причина — из Омска, к сожалению, уезжали и уезжают. В том числе потому, что практически нет литературного движения, общения. У поэтов еще есть какое-то общение, у прозаиков — тишина. На весь город — одна секция прозы постоянно действующего семинара «ПарОм». Недавно в «Трамплине» была опубликована статья об омичах, достигших в этом году каких-то успехов на литературном поприще. Так вот, из упомянутых там писателей: Александра Яковлева, на основе романа которой снят сериал «Иные», по большей части в Москве. Ольга Харитонова — в Новосибирске. Уже не в Омске лауреат весьма престижной премии «Филигрань» Дмитрий Овсянников… и список можно продолжать. Евгений Вальс, очень необычный подростковый автор — между Омском и Новосибирском.

Кто живет в Омске? Наверняка не знаю всех, назову, кого знаю. В Омске живут два очень интересных коммерческих автора — Наталья Бульба и Наталья Шнейдер. Пишут в рамках женского романа, но не только. У Шнейдер интересна тема «что значит быть настоящим врачом?» У Бульбы интересное сочетание любовных романов и космооперы, очень редкая «женская» «бояръ-анимэ». Наташа активно экспериментирует. Живет в Омске Александр Тихонов. Он известен как поэт и новый директор исторического парка «Россия — моя история», хотя участвовал в межавторском приключенческом проекте «Stalker», и его романы были далеко не самыми худшими. Он двигается в другую сторону — от коммерческих романов в краеведение, поэтизированную очеркистику, в попытки уловить «дух места». Интересен и член Союза писателей России Сергей Прокопьев. Классический реалист, недавно в Москве в издательстве «Вече» у него вышла книга «Дочь царского крестника».

— Где можно прочитать вашу книгу?

— В бумажном виде будет продаваться на маркетплейсах. Ну, или следите, когда будет презентация. Думаю организовать ее в сентябре, когда пришлют авторские экземпляры. В электронном виде все основные мои вещи есть в бесплатном доступе на сайте «Автор Тудэй» на моей страничке.

Дата:
30 августа 2024
Регион:
Омская область
Автор:
Александр Воль
Фото:
Предоставлено автору
загрузка