Взлётная полоса
Сергей Суховей: фотохудожник, член Союза фотохудожников России, автор девяти персональных выставок, победитель международных фотоконкурсов, кинематографист, автор четырех короткометражных фильмов, четырехкратный чемпион мира по ушу, девятикратный чемпион Европы, многократный победитель чемпионатов и кубков России, тренер, популяризатор восточных единоборств и оздоровительных практик. Живет и работает в Новосибирске и Москве.
Сергей Суховей – личность в Новосибирске мегапопулярная. Стоит ему замутить пост в соцсетях, как десятки комментаторов спешат откликнуться. Мотивирующие ролики о силе спорта собирают сотни просмотров. На премьерах короткометражек в большом зале кинотеатра вместимостью 500 зрителей всегда аншлаг, а после сеанса автора берут в плотное кольцо и не отпускают до самой ночи. На бесплатные занятия по цигун в Нарымском сквере собираются толпы людей самого разного возраста. В центр развития ушу «Архат», которым руководил почти четверть века, дети шли беспрерывным потоком. У него сотни учеников, среди которых четыре чемпиона мира по ушу. А когда берет фотоаппарат, вся президентская рать замирает в трепетном ожидании.
Он нарушил закон земной гравитации – на его фотографиях люди летают, как птицы. И сам он устремляется вверх, используя Землю как взлетную полосу. Искусство фотографии Сергей Суховей соединяет с боевыми искусствами – спорт служит искусству и сам становится искусством. Так выплавляется художественный образ телесной и духовной свободы.
Деятельность Сергея Суховея базируется на трех китах – разновозрастных, но сплоченных в единую творческую структуру. Старший из китов отвечает за спорт, средний — за фотографию, младший — за кинематограф. В детстве он хотел стать и художником, и артистом, но комплекс физической неполноценности вынуждал работать в другом направлении. Щуплого, худенького, совершено не агрессивного мальчишку с утонченным интеллектом спасала от абьюза сверстников дерзость в глазах, но это вовсе не гарантировало безопасность и независимость. В 1989 году в возрасте тринадцати лет он пришел в секцию ушу, увлекшись им на всю оставшуюся жизнь.
А уже в следующем году году Сергей Суховей стал членом Театра боевых искусств «Черная пантера» и параллельно окончил художественную школу с красным дипломом. Затем был филфак новосибирского педагогического университета и факультет физической культуры того же университета. В 2004 году на Чемпионате России по ушу он в очередной раз стал лидером во всех своих дисциплинах, но не был включен в сборную для участия в Чемпионате Европы. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Он отправился на Горбушку и деньги, предназначавшиеся для поездки на соревнования, истратил на свою первую зеркалку – Sony alpha 100. Камера, начавшая новый отсчет времени, будет уже не щелкать изображения на память, а создавать художественную фотографию. Но спорт никуда не денется, наоборот, обогатится новыми достижениями, признанными даже китайцами – лидерами этого спорта. Ранние уроки тренера Константина Житковского, основанные на знаменитом постулате Ювенала о здоровом теле, останутся опорой для гармонического развития личности.
Как-то зрители обсуждали фильм Бориса Хлебникова «Снегирь. Сергей Суховей, не разделив всеобщее сострадание к подросткам, сломленным издевательствами взрослых, возразил твердо и безапелляционно. Каждый человек должен с детства воспитывать в себе физическую силу – вне зависимости от наклонностей и увлечений. Таким образом родители избавят и ребенка, и себя от многих проблем. Голословным он не бывает никогда. Сын Лешка, едва подрос, стал тренироваться под началом папы, а дальше, окончив школу, вместе с ним отправился… Об этом чуть позже.
Спорт ни разу не пригодился Сергею в качестве защиты: «Кто ищет драку, тот находит, а я не искал». Всё та же дерзость в глазах, а еще и возрастающий авторитет, который за версту интуитивно улавливается потенциальным противником, избавили его от выяснения отношений с помощью кулаков. Зато спорт, помимо построения серьезной карьеры, стал триггером творческих поисков, когда эскапады тела требуют остановки у стремительных мгновений полета. Это и стало темой фотовыставки «Природа движения», проходившей в Новосибирске, Томске, Новокузнецке. Кураторы как один отмечали, что его работы не только эстетически безупречны, но и дают зрителю мотивацию к самосовершенствованию.
Природа здесь подразумевается еще и как естественная локация для экологического проекта. На вольном воздухе житель мегаполиса освобождается от пагубного воздействия техногенной среды. Но и хроника каждодневного труда здесь отсутствует. Снимки очищены от пота, боли, напряжения, преодоления себя, от всего, чем сопровождаются спортивные тренировки. Явлен только результат долгого пути – идеал, мечта, совершенные организмы, игнорирующие законы земного притяжения. Они выстроены в изысканные композиции, пронизаны светом, затемнены тенью, помещены в фантастический сюжет или романтическую дымку, окутаны ореолом нездешности – таинственные, как манускрипты, прекрасные, как легенда.
Чтобы именно так выглядеть на снимках, Сергей Алексеевич повторяет своим ученикам, позирующим, вернее, взлетающим перед объективом:
– Ушу – это эстетика тела, рисование телом. Создание образа для фотографии предполагает особую фазу движения, наивыгодное положение тела перед камерой с зависанием в воздухе. Для этого нужно собраться, сконцентрировать внимание и определить для себя, какое именно мгновение останется в кадре…
Основы фотографии и особенно спортивной фотографии – одна из тем, наряду с преподаванием ушу и цигун, с чем он уже второй раз приглашен в качестве эксперта в Крым, в Арт-кластер «Таврида», объединяющий представителей разных направлений – спорт, танец, экология. Предстоит провести воркшоп динамических сцен, показать слушателям, далеким от искусства фотографии, как она может служить прикладным инструментом в профессии, нуждающейся в визуальном сопровождении. Иллюстративный материал лектора можно рассматривать часами: корпоративные календари, афиши соревнований, постеры для спортивных команд, а то и вовсе серия коллажей для федерации ушу России, коими оформлен Московский дворец ушу.
Совершенство тела – не только спорт, но и театр, служителям которого тело тоже дано как главный инструмент. Жизнь человеческого духа утекает из слабого и неподвижного организма. Сергей любит шутить шутку, где только доля шутки: «Ну что это за фильм? Ни одного сальто или шпагата! Уснуть можно на таком фильме». Но только экшн или, напротив, сплошные диалоги тоже считает ущербным ходом, предпочитая совмещение зрелищности и смысловой наполненности.
В этом отношении получилось плодотворное содружество с театром современного танца «Action Dance Compani». Руководитель театра Елена Бакалейник предоставила фотографу полную свободу творчества. Он предложил создать черно-белую серию фотографий со сложной композицией: заморозка движения одновременно у нескольких танцоров, находящихся в неустойчивом положении. «Моя двигательная специализация позволяет не только показать и доступным языком объяснить, чего я хочу, но и четко ловить пиковую фазу движения, ведь я ее чувствую, как будто делаю сам», – рассказал он в описании серии.
Явился на съемку с папкой эскизов и чемоданом оборудования: источники света, стойки, софтбоксы, насадки, отражатели… В процесс включилась вся труппа. Работали два дня по пять часов. Делали дубль за дублем. Экспериментировали с постановкой света. Рассеивали дымовую завесу. Продолжали бы еще, без перерыва на сон и еду, но импульсный свет сдох, лампы накаливания затрещали, дым-машина сказала «стоп». Вообще-то иной раз нужно вовремя остановиться.
Из всего массива съемки автор выбрал десять кадров для постобработки и дальнейшего продвижения. Если у него собралась коллекция из сорока золотых медалей с чемпионатов и кубков России по ушу, то золотая медаль за фотоискусство пока одна. Серия «Action» удостоилась высшей награды на международном фотоконкурсе Trierenberg Super circuit в номинации «Music and dance».
Самосовершенствование или, проще говоря, работа над собой, что и составляет один из смыслов жизни, выявлено в серии «Action» во всей своей мощи. Этот контент предполагает не только созерцательность, когда хочется отвлечься от суровой действительности и мысленно унестись в заоблачные выси. А еще и погружение в себя – в свои возможности, в омут собственных удач и неудач, в опыт свершений и поражений. Бездумно порхать по жизни, отключив мозг, и порхать, преодолевая собственную тяжесть, – две очень и очень большие разницы.
Сергей Суховей создает и свой собственный театр. Слагает по частям единую картину мира, поднимающуюся над реальностью. Собирает персонажей, готовых карабкаться по скалам, вязнуть в болоте, мерзнуть в озере. Тщательнейшим образом подбирает экологическую локацию, под нее прописывает сценарий. В серии «Сказка» сам выступил моделью – персонажем скандинавской саги, полудиким богатырем, суровым дровосеком, реконструктором древних событий. На кнопку жала жена Алёна – руководитель творческой семейной лаборатории, постоянный спутник, соратник и вдохновитель.
Театр Сергея Суховея – это нанятый подъемный кран за кадром, собранный из металлических прутьев куб, композиция из гуттаперчевых тел, подбрасывающих гимнастку к небесам. Мираж посреди вспаханного поля, видение, греза, иллюзия — картинка вот-вот растворится в воздухе, ведь такого не бывает. И вдруг оказывается, что самый интересный для него дубль – это общий план, раскрывающий тайну образа и подробности локации: когда б вы знали, из какого сора…
А бывает театр одного актера или одного актера плюс незапланированная массовка. Тщательно продуманная импровизация на фоне репортажа дает вау-эффект. Так создавалась серия «Однажды в Пекине». Сборы российской команды в столице Китая совпали с гастролями цирка Никулина. Фотохудожник Сергей Суховей и гимнастка Ольга Григорьева встретился в кафе, испили турецкого кофею, обсудили идею перформанса, закупили костюм и аксессуары. И вот на улицы мегаполиса, забитые прохожими, велосипедами и авто, вышла королева красоты в белом платье. Нездешняя, отстраненная, недоступная, она шла вдоль человейника, а бесполая обезличенная толпа в шортах и сланцах взирала в ошеломленном экстазе, мелкими шажками тянулась вослед, и замирало броуновское движение в биомассе.
Десять лет назад это было, пора отмечать юбилей единственной в своем роде фотосессии. С тех пор Сергей Суховей использует прием внедрения инородного тела в бытовую среду. Про это, например, проект «Наш космос» – столкновение обыденности с повседневностью, неординарности с рутиной. Идет себе по городу космонавтка в серебристом костюме, пришелица из иных миров, несет шлем под мышкой, а тут откуда ни возьмись зеваки, а то и вовсе бомж с собакой, заревновавшей к неземной красоте.
Через год-другой Сергей Суховей разменяет свой законный полтинник, а выглядит на 35 – вот что спорт животворящий делает! Головокружением от успехов он не страдает, удовлетворение от содеянного призрачно и сиюминутно, желание учиться до сих пор неиссякаемо. В юности он так фанател от восточных единоборств, что о чем-то другом не желал ни думать, ни говорить. Воображал, что искусство ушу потрясает каждого встречного-поперечного, а встречный-поперечный крутил пальчиком у виска. Зато теперь самой широкой аудитории заходят его работы, опирающиеся на спортивный опыт. Теперь с каждой новой фотосерией усиливается ощущение, что данный снимок, при всей его завершенности, требует продолжения, что это стоп-кадр большого фильма. Теперь в сценарий фильма он включит точно выстроенный эпизод поединка в стиле Джеки Чана не ради пресловутого экшна, а в соответствии с режиссерской идеей и всей стилистикой картины. Теперь он получил диплом режиссера.
Год назад всей семьей переехали в Москву с совершенно конкретной целью. Папа – поступил в Академию кинематографического и театрального искусства Сергея Михалкова, мастерская Хотиненко и Фенченко. Приняли всего пять студентов (имеющих кинематографический опыт и опирающихся на весомый бэкграунд) и на протяжении года погружали в профессию. Сын – поступил во ВГИК, мастерская Серенко и Мизгирева (прошел по конкурсу на бюджет). Не зря тренировался под началом отца, снимался в его короткометражке, блеснув в эпизоде подросткового поединка. Мама – поступила наилучшим образом. Она решила поддерживать своих мужчин всегда и во всем. Работает в компании Freemotion Group, известной производством документальных и корпоративных фильмов самого высокого уровня.
— Я всегда воспринимал фотографию как кадр из фильма, – излагает глава семьи. – Детская мечта делать кино никуда не делась. По опыту знаю: если хочешь что-то делать, нужно просто делать – так, как можешь на данный момент. Каким должен быть следующий шаг, становится ясно постепенно, в ходе делания. Год жизни и учебы в Москве дал понимание, что я люблю Новосибирск. Люблю гулять по нему, и новая песня оркестра «Рви меха» именно об этом. Руководитель и автор оркестра Саша Петенев написал очень чистую и зажигательную песню «Давай пройдемся по городу», она легко проникает в душу и крутится в голове. В мой приезд в родной город мы успели снять клип для этой песни. Сценарий клипа написан традиционно в соавторстве с сыном Алексеем. Я бы хотел постоянно работать в Новосибирске. Но среды для этого нет, возможностей нет, кино у нас не развивается. Москва – вынужденный выбор. Мы выбираем, нас выбирают, а еще и кто-то свыше выбирает за нас… В общем, пистолет выдали – а дальше крутись, как хочешь!
Все же сила притяжения существует. Новосибирск притягивает пространством, просторной квартирой на Лежена, простыми людьми, что ценят его талант, просто друзьями, с которыми ты на одной волне. Но жизнь переворачивает новую страницу, а там – взлетная полоса. Разогнаться – и лететь, лететь!