Шкатулка с секретом
Омич Борис Васильченко создает уникальные деревянные изделия и дарит свои работы соседям, друзьям и даже совсем незнакомым людям.
Борису Николаевичу уже исполнилось 83 год, но если бы он сам не озвучил свой возраст, я бы ни за что не дала ему эти годы. Его голубые глаза светятся добротой и жизнелюбием молодого человека.
— Сегодня всю ночь не спал, — признался Борис Николаевич. — Ждал журналиста. Поэтому я серьезно подготовился, даже костюм и галстук надел. Вспоминал всю свою долгую и интересную жизнь — мне есть, что рассказать и показать вам.
Обыкновенный стульчик
Родился мастер 20 июня 1939 года в Тюкалинске, но детство и юность провел в Оконешниковском районе. С детства знал, что его дед был купцом первой гильдии и поставлял товары к императорскому двору, а бабушка вышивала золотом по бархату. Возможно, от нее у паренька и возникла необъяснимая тяга к прекрасному. После революции семью сослали в Сибирь. Отец мальчишки работал в системе образования, его постоянно переводили из села в село – повышать уровень обучения в школах. Семья некоторое время жила в деревне Крестики Оконешниковского района, затем перебралась в Елизаветино.
— Меня в раннем детстве стал привечать бездетный сосед из Прибалтики, — вспоминает мастер. — Теперь уж и не вспомню, как его звали. Сосед был мастеровитым и талантливым, он познакомил меня с инструментами и преподал азы обработки дерева. Первой моей работой стал обыкновенный стульчик, но, если бы вы знали, как я им гордился!
После школы Борис поступил в Омское техническое училище № 2. Дипломированный электрослесарь пошел работать на завод имени Баранова, где очень быстро рассмотрели его творческий талант. У него появилась своя мастерская, где писал поздравительные адреса, оформлял интерьеры, изготавливал изысканные поделки из дерева, которые заводчане дарили на юбилейные даты своим заслуженным товарищам.
— Я почти нигде больше не учился изобразительному искусству, — отмечает пенсионер. — Это дано мне просто от Бога. Я до сих пор слышу разные голоса, которые мотивируют меня к творчеству. Ночью просыпаюсь и рисую эскизы своих изделий. Мои работы должны быть уникальными и непохожими на другие. Без работы и творчества я просто заболеваю. Приложи немножко усилия и фантазии, и получится новый уникальный предмет. Вноси красоту и в труд, и в жизнь, и тогда будет радостно на душе.
Киоты и шкатулки
— Я много поездил по области, — продолжает мастер. — Был художником-оформителем. В основном писал партийные лозунги, рисовал портреты вождей. И все же любимым делом было творчество. Мои работы даже выставлялись на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства.
В постсоветское время художник без работы не остался. Участвовал в реставрации Серафимо-Алексеевской часовни, изготавливал надпись перед центральным входом: «О, Господи, упаси души усопших рабов твоих».
— Я вырезал эти буквы почти три месяца, — вспоминает Борис Николаевич. — А потом их покрыли золотом. Учился у специалистов по иконописи, мне это открыло большие возможности. Потом изготавливал для храмов киоты для икон. Вообще, тема христианства занимает большое место в моем творчестве.
И все же Борис Николаевич считает себя больше шкатульных дел мастером. По своей конструкции шкатулка со временем почти не изменилась, но при этом до сих пор является бесценным аксессуаром интерьера. В нее можно складывать не только украшения, но и письма, фотографии, ценности и различные полезные вещи, которые всегда оказываются на своем месте и под рукой. В коллекции Васильченко есть шкатулки с сюрпризами и секретами, даже ларчик для сигарет со встроенной зажигалкой. Хотя сам мастер давно уже не курит — здоровье не позволяет. Он перенес несколько инфарктов, с годами стали болеть ноги и руки. Но Борис Николаевич не сдается. После ухода из жизни жены пенсионер сам ходит в магазин, готовит еду, убирается в квартире.
Его шкатулки разлетелись по всему миру. Недавно к нему пришла женщина и сообщила, что ее сестра живет в Китае. Она узнала про шкатулки мастера и попросила приобрести несколько шкатулок. Борис Николаевич радовался, как ребенок, что о его работах знают за сотни километров от Сибири.
Инструмент всегда с собой
— Я, когда выхожу на улицу, всегда беру с собой мелкий инструмент, — делится мастер. — Вдруг увижу какую ни будь интересную вещь, которую просто выкинули за ненадобностью? Тогда достану отвертку и разберу мелкие детали, которые потом отлично впишутся в новую поделку. Меня знают продавцы местных магазинов: им, соседям и даже незнакомым людям я дарю свои поделки и часть души. Мне приятно делать добро, знакомиться с новыми людьми, делиться своим творчеством.
Борис Николаевич очень общительный человек, он всегда спросит у соседей, как здоровье, поделится планами, расскажет, над чем сейчас работает.
Свои поделки Борис Николаевич мастерит на лестничной площадке или балконе. Опилки и стружки потом тщательно убирает. Инструменты хранятся дома, для мастера это почти священные предметы, которые, по его мнению, тоже имеют душу. Мини-пилораму он сделал из мотора от обычной стиральной машинки, а вот рубанки покупные, но совсем крошечные. Стамески, пилочки, ножи — все прячет в шкаф, который сам и изготовил. А вот материалы покупает в магазинах. Там же берет и аксессуары для своих изделий: ткань, стразы, металлическую фурнитуру.
Борис Николаевич считает, что дерево можно украшать любыми материалами, главное — применить смекалку. Интерьер квартиры мастера действительно меня поразил: необычная резная стенка, различные полки, этажерки — это все сделано его руками. Вообще, сама квартира напоминает резной сказочный ларец, из которого даже не хочется выходить. А сам его хозяин — настоящий добрый волшебник, который дарит тепло своей души всем окружающим.