Единственные

08 апреля 2024

2024-й год объявлен Годом семьи: крепкой ячейкой общества укрепляется фундамент государства. В  Омской области таких семей немало, но есть одна уникальная. Большая, дружная и очень любящая родину.

Суббота, ранее утро. В доме Исиновых вкусно пахнет. Хозяйка Ромает Магометдагаевна готовит любимые традиционные табасаранские блюда: долму – рубленое мясо, завернутое в виноградные листья,  и чуду – тонкие пресные лепёшки с мясной начинкой, обжаренные на сухой сковороде. У табасаран до сих пор существует обычай ставить на стол на тарелку больше, чем количество едоков  — для неожиданного гостя. Ведь они гостеприимны испокон веков.

Согласно Всероссийской переписи населения 2021 года, Исиновы – единственные табасараны в Омской области. Табасараны – один из самых уникальных народов, проживающих на территории России. Как писала в своей книге «Табасаранцы. История, культура, традиции» Габибат Азизова, вице-президент Фонда Расула Гамзатова,  табасараны, которых в России называют и табасаранцы, и табарсаланы, и таваспары, являются одним из самых древних коренных народов Дагестана. Их представители предпочитают селиться на родине: там их насчитывается около 110 000 человек из 137-ми тысяч, живущих в России. За границей табасаранов единицы, кстати, одна их них – урожденная омичка: знаменитая прыгунья с шестом, которая, впрочем, теперь поселилась в Испании.

Примечательно, что и  разные народы Дагестана называют табасаранов по-разному: аварцы – табасаранал, лезгины – табасаранар, чеченцы – тапсарой. В «Армянской географии» VII века они упоминаются под именем «таваспар». Ученых привлекает не только история этого народа, но и его язык, который внесен в Книгу рекордов Гиннеса, как один из самых трудных. Столько падежей, сколько в табасаранском, нет ни в одном другом мировом – по данным исследователей, от 46 до 52-х. Кроме этого,  язык отличается  сложной системой ориентаций: например, есть специальная частица, означающая «по направлению к…», причем она может означать и приближение, и удаление.

Большинство историков считают, что у названия народа «табасаран» иранское происхождение: в эпоху Средневековья на южном побережье Каспийского моря, территории современного Ирана, располагалось государство Табаристан. Государство то процветало, то впадало в междоусобные войны и приходило в упадок, пока в 1813 году не присоединилось к Российской империи. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения. «Топороносцами» называли и людей, которым было поручено охранять Дербент. Некоторые специалисты считают, что название национальности происходит от имени правителя государства – Табрана Сабрана. Другие –  что слово «табасаран» представляет собой соединение понятий «таб» и «саран», что значит «холмистый край».

На Родину Ромает и ее супруг Абдулвагаб стараются ездить каждое лето. Там, в родительском доме, до сих пор ждет комната, которую определил им отец главы семьи. Сразу как поженились, обставили ее, нарядили. Так и стоит закрытая. Отца давно уже нет, в доме живет младший брат мужа. Но традицию сохранять комнату для семьи, что уехала с родины, хранит до сих пор – чтобы было, куда вернуться. А уехали в Россию Исиновы больше 30 лет назад – Абдулвагаба Шихгайдаровича,  выпускника военного училища,  распределили на Урал, после перевели в Новосибирск. Только после выхода на пенсию, 12 лет назад, переехали они в Омскую область, приобрели дом. В семье трое детей, внуки. Старший сын Марат окончил Омскую академию МВД, живет и работает в Новосибирске. Дочь Таисия – выпускница транспортной академии, занимается воспитанием двоих дочерей, Дарины и Камилы. Младший сын Артур  – студент СИБАДИ,  не раз становился победителем и призером соревнований разного уровня по греко-римской борьбе.

На днях союзу Ромает и Абдулвагаба Исиновых исполнилось 39 лет. Подтверждение тому лежит на полу в гостиной — собственноручно изготовленный хозяйкой ковер, где и выткан год свадьбы. Дагестанские ковры, знаменитые на весь мир, делают именно табасаранцы. Говорят, женщины этого народа – все без исключения искусные рукодельницы.

– За станок меня, шестилетнюю, усадила мама и бабушка, показали, как читать рисунок, как вязать узелки, и я быстро научилась. Вот и ковер в качестве приданого приготовила себе сама. С нами он проехал всю Россию, всю нашу жизнь,  – рассказывает хозяйка дома.

   Работает Ромает Магометдагаевна младшим воспитателем в детском саду, Абдулвагаб Шихгайдарович заведует хозяйством в Комплексном центре социального обслуживания населения. Чтобы не забыть язык, супруги время от времени перебрасываются фразами на родном, табасаранском. Но чтят и любят русские национальные традиции. Раиса Максимовна, как называют Исинову в детском саду, улыбается:

–  И борщ, и блины готовить научилась. Куличи на пасху стряпаю, дети в школу или детский сад относят. А когда–то ведь и печь топить не умела,  и огород посадить не могла – в Дагестане, краю гор и подводных водопадов, все было по-другому. Теперь Омская область – наша Родина, место, где наш дом, куда возвращаются наши дети и внуки.

    К слову, второе название Дагестана — «кавказский Вавилон»:  это единственное место на Земле, где на территории площадью 50 000 квадратных километров проживают 102 национальности, 36 из них — коренные.

Дата:
08 апреля 2024
Автор:
Юлия Никитина, Омская область
Фото:
Олег Бабиенко
загрузка